Открытки способны воскрешать в памяти легендарных музыкантов и актеров, которых давно нет в живых. Сегодня мы отправимся в путешествие по следам культурных событий и явлений, нашедших отражение в текстах открыток из нашей коллекции.
Завидую москвичам: масса впечатлений
«Здравствуйте мои милые! 1 апреля 1912 г. Сегодня утром приехала из Москвы. Масса впечатлений — ведь целые дни ходили осматривали достопримечательности этого чудного города. Завидую весьма москвичам, хотя, я уверена, некоторые из них стремятся к тишине. Вечерами были в Большом императорском театре на балете «Корсар», на опере «Паяцы»и «Сельская честь», в театре знаменитости Зимина и в Малом Император[ском]. Видели 2 комедии. Все очарованы оперой «Паяцы»триумф Дамаева [нрзб.] — масса впечатлений и рукоплесканий. Целую Аня {в балете танцевала знаменитая балерина Гельцер} {театры императорские великолепны}»
Вечера в Большом императорском театре были неотъемлемой частью досуга как туристов, посещавших Москву, так и местных жителей. В Большом ставили балеты и оперы, как, например, упомянутый в открытке классический балет «Корсар», впервые поставленный в Париже в 1856 году. Его премьера в Большом театре состоялась в 1858. Пользовались популярностью и две другие оперы, о которых тоже пишет автор открытки, — «Паяцы» Руджеро Леонкавалло и «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Роль Канио в опере «Паяцы» исполнил Василий Дамаев — российский и советский оперный певец. Про Дамаева в «Паяцах»современники писали так: «публика в этот раз аплодировала и требовала «бис» от Дамаева, и после спектакля Баттистини, которого называли «королём баритонов», подошёл к В. П. Дамаеву и сказал: «Хорош русский тенор!»
«Надо дежурить»: как достать билет на Шаляпина в 1906 году
«Милая Юля! Ты хочешь, во что бы то ни стало, слушать Шаляпина? На так поставленный вопрос существует один ответ: узнай, где он, поезжай туда и там возьми билет. Я по крайней мере не слышала, чтоб он был в Питере. Но, если он здесь и поет в Мариинке, надо дежурить, других средств достать билет нет. Дежурят по вторн[икам] и субботам. Если он в частн[ом] театре, надо, проследив по газетным объявлениям начало продажи билетов, сейчас-же ехать и купить их. Это все, что я знаю. Привет от нас! {Застать нас можно по воскресеньям.}»
Федор Иванович Шаляпин — певец, оказавший большое влияние на оперное искусство во всем мире. Ведущим солистом Большого и Мариинского театра Шаляпин стал в 1899 году. Открытка отправлена в 1906 году, примерно в эти годы Шаляпин гастролировал в Риме (1904), Берлине (1907), Нью-Йорке (1908), Париже (1908) и многих других городах зарубежья. Скорее всего именно по этой причине достать билеты на его концерт было непросто. В 1918 Федор Шаляпин стал художественным руководителем Мариинского театра, упомянутого в открытке. И в то же время получил звание народного артиста Республики.
В одной из газет про Шаляпина отзывались так: «Нет, слушать Шаляпина тяжко — ведь он своим пением всю душу в человеке переворачивает, сердце сжимает, уничтожает довольство, поселившееся в нас за годы жизни. Хочешь не хочешь, а человек слышит и видит то, о чем помышлял лишь подсознательно, тайно. Да, это великий, но одновременно и жестокий талант!»
Продолжая рассказ о великом артисте, обратим внимание на оперу «Фауст», упомянутую в следующей открытке.
«Уважаемая Ольга Ивановна! Шлю Вам привет. Как живете Вы — все также как и ранее или иначе? Вот уже в Питере приходится жить иначе. Сколько прелестного и раскошного [^роскошного] — кроме продовольствия. Ежедневно посещаю театры, а сегодня, между прочим, иду на Шаляпина в оперу «Фауст»— и еще и еще предстоит много увидеть и услышать. П. А. {13/IV-18 г.}»
Дебютировал в роли Мефистофеля Шаляпин еще будучи молодым и начинающим артистом в 1893 году на сцене Тифлисского казенного театра. А вот впервые в Санкт-Петербурге в опере «Фауст»Шаляпин выступил в 1895 году. Шаляпина называют «крестным отцом Мефистофеля», потому что он смог так отразить эту роль, что зрители влюбились и в самого артиста, и в роль, которую он исполнил.
«Дорогая Ольга Павловна вчера я была в Александровском театре «На всякого мудреца довольно простоты я право была очарована, как это можно так играть {во} все время {игры} думала о вас и доме как бы вы могли это самое ее играть мне кажется что также [^так же], Давыдов и Варламов это одна прелесть. {Я от души хохотала, сегодня в Мариинский [*Мариинском] на «Кармен»иду. Целую крепко вас дорогая моя А. Целую и Аню и Нюню.} {Привет мой А.А. скоро сама приеду, все подробно расскажу.}»
«На всякого мудреца довольно простоты»— достаточно известная комедия Островского. В этой пьесе автор показывает лицемерное общество и то, как ум и таланты, которые применяются не во благо, ничего не стоят. Премьера этой пьесы в Александринском театре состоялась 1 ноября 1868 года. Примечательно, что с даты первой постановки прошло много лет, но эта пьеса по-прежнему ставится в ведущих театрах страны, и она однозначно не потеряла свою актуальность.
Константин Варламов и Владимир Давыдов, которыми восхищается автор открытки, — заслуженные российские и советские актеры. Они были задействованы в десятках спектаклей в Александринском театре, в числе которых: «Женитьба»Гоголя, «Горе от Ума»Грибоедова, «Снегурочка»Островского, «Вишневый сад»Чехова и многие другие. Во многих спектаклях Варламов и Давыдов были задействованы вместе.
Премьера оперы «Кармен», которая тоже упомянута в открытке, в Мариинском театре состоялась в 1885 году. Кармен — это воплощение женственности и красоты, приправленная юмором и сатирой. Эта опера пользовалась популярностью среди своих зрителей благодаря легкой подаче и интересному сюжету. В Мариинском театре и сейчас продолжают ставить «Кармен», премьера одной из последних постановок состоялась в 2005 году.
“Многоуважаемый Михаил Флорович, вот открытка с видом Владивостока. Сегодня мы с Николой были в Китайском Театре, который очень своеобразен. Третьего дня сделали чудную прогулку в открытом море. Шлю привет. [нрзб]»
Китайский театр был открыт в 1903 году и находился на пересечении двух улиц Владивостока: Алеутской и Семеновской. Это здание находилось в аренде китайского сообщества Владивостока, именно так здесь появился театр Ван Тын Сина. Спектакли в то время ставили почти весь год, при этом актеры играли пьесы весь день, а смена произведений обозначалась тем, что все, кто присутствовал на сцене отворачивались спиной к зрителю и продолжали исполнять другие роли. Лучшие места в театре можно было занять, если прийти раньше, поскольку нумерации мест не было. У актеров были очень яркие и пышные костюмы, когда декорации напротив либо отсутствовали, либо были очень неприметными. В декорациях присутствовал скорее символизм, в таких театрах обычный стол мог обозначать, например, мост. Театр был закрыт в конце 1930-х годов, а на его месте появился кинотеатр «Родина».
Помимо театров в открытках можно найти упоминания кинотеатров и актеров кино.
«{Со вторника 30/11} «Зная Вас как любителя и ценителя художественных фильм Дирекция кинотеатров «Титан»(пр. 25 октября, 47) и «Павильон»(ул. 3 июня, 12) приглашает Вас на премьеру последней новинки Парижа мировой картины [нрзб.] {Кин} с уч[астием] «Ивана Мозжухина»При предъявлении сего письма Вам вне очереди выдадут в кассе театра два билета».
Иван Ильич Мозжухин, изображенный на лицевой стороне открытки, — великий актер, а также кинорежиссер эпохи немого кино. Еще с детства он проявлял тягу к искусству, поэтому после окончания мужской гимназии Иван Мозжухин сбежал вместе с театральной труппой Петра Заречного. Фильмы с участием Мозжухина пользовались популярностью среди современников, благодаря этому он получал множество предложений от режиссеров и киноателье. В 1920 году он уехал в эмиграцию, где продолжал сниматься в кино, но такой славы, как на родине, не сыскал.
Примечательно, что приглашение на премьеру напечатано, а не написано от руки, можно предположить, что это проходной билет, который вручали почетным гостям и частым посетителям кинотеатров.
Кинотеатр «Павильон», упомянутый в открытке, находился на Улице 3 июня, 12. Сейчас это Садовая улица, 12 и, возможно, известный читателю дом с четырьмя колоннадами. В 1913-15 годах там функционировали кинематограф и театр «Павильон де Пари». Дом, в котором находился кинотеатр «Титан», был построен в начале XIX века для купца Н.С. Паскова-Шарапова.
Почтовые открытки – это не только возможность поделиться впечатлениями или передать привет, но еще и ценный исторический источник. Открытки по-прежнему остаются способом познакомиться с культурой и искусством разных стран и эпох. Поэтому так важно сохранять и передавать старые почтовые открытки, чтобы вместе с ними продолжали жить культура и традиции других времен.