Читать нас в Telegram

В 1912 году Александр Александрович Яковлев, завершив свои проекты в Болгарии, и в связи с началом новой Балканской войны, возвращается в Петербург. На протяжении ближайших двух лет он занят проектированием и строительством детских учреждений. Проживает он у Тучкова моста, на набережной реки Ждановки, дом 3 (именно по этому адресу будут отправлены еще две открытки из нашей подборки).

Стройка: сухие отчеты и ностальгические воспоминания

Первый проект — здание детского приюта Братства во имя Царицы Небесной в неорусском стиле. К строительству этого корпуса приюта А.А. Яковлев подключился в мае 1913 года, а в конце сентября, после смерти первого архитектора А.И. Балинского, вся работа фактически и юридически легла на плечи Александра Александровича. 

Здание детского приюта Братства во имя Царицы Небесной. Источник

Именно работе над этим зданием посвящена следующая открытка из нашей подборки, датированная 27 ноября 1913 г.: «Милый Александр Александр[ович]! Простите, что вчера не мог быть на стройке, непременно буду завтра веч[ером] (28.XI) у Вас. Письма разослал, смету принесу, много о чем нужно бы поговорить с Вами. Любящ[ий] Вас Н.Мал[?нрзб]. Поцелуйте Ваших милых мальчиков.»

Открытка 212483

На лицевой стороне открытки — тоже весьма символичное для нашей подборки изображение — рисунок Паперти церкви Ильи Пророка в Ярославле. Автор рисунка — Георгий Антонович Косяков, тоже архитектор, воспитанник Высшего художественного училища при Академии художеств Санкт-Петербурга, где учился практически одновременно с нашим главным героем — Александром Александровичем Яковлевым.

Кстати, «милых мальчиков» уже трое — в Софии 31 декабря 1911 года успел родиться и третий сын четы Яковлевых — Владимир.

Извара: город-сад для сирот в бывшей усадьбе Рериха

Еще один значимый проект Яковлева этого периода — комплекс земледельческой детской колонии на 200 воспитанников в селе Извара близ Гатчины.

Колония для «дефективных детей» в имении Извары. Источник

Извара — старинная русская усадьба, с которой связаны детские и юношеские годы Николая Рериха. С начала XVIII века Изварой владели Шереметьевы, Трубецкие, Салтыковы, по преданию, среди владельцев был и граф Воронцов. Родители Николая Рериха владели Изварой до 1900 года. А в 1913 году усадьбу выкупило Министерство юстиции для размещения Детской Земледельческой колонии. Занимался этим проектом Михаил Павлович Беклешов, знаменитый педагог, родной брат мужа сводной сестры Александра Александровича. Он и пригласил Яковлева, недавно вернувшегося из Болгарии, проектировать и строить здания колонии, органично вписав их в комплекс старинной усадьбы. 

Как пишет в своей автобиографии 1927-го года сам Александр Яковлев, «с октября 1912 года проектировал и строил здания Земледельческой колонии на 200 чел. «дефективных детей» в имении Извары близ г. Гатчина, Балт. жел. дор. ст. Волосова. Двухэтажные каменные здания школы, мастерские, столовые, залы, здания лазарета и 4 здания общежития, водонапорная башня, Кирпичный, Лесопильный и Известковый заводы». Строительство не прерывалось и после начала Первой мировой войны и февральской революции и продолжалось вплоть до мая 1917 года. 

В начале 1916 года Михаил Павлович Беклешов пишет своему родственнику и архитектору проекта: «Шура. Казначей очень просит тебя сообщить — сколько потребуется расходов на постройки на первые три месяца 1916 г.; это очень важно для размена наших бумаг на этих же днях. Я [?сообщу] тебя очень успокой [?нрзб] Казначею пиши: Вас.[ильевский] ос.[тров] Биржевая л.[иния] д.14. Ал.Мих.Кобы[нрзб] Твой М.Беклеш[ов]».

Замысел создания в Изваре города-сада для детей, отправленных в колонию, упирались в сложности с финансированием, дефицитом стройматериалов, мобилизацией рабочих на войну. И все же вплоть до самой революции 1917 года строительство велось, а с 1914 года колония уже функционировала.

Как уже указывалось выше, после 1917 года Александр Александрович Яковлев с семьей переедет в Нижегородскую губернию, с которой и будет связана вся его дальнейшая творческая и профессиональная жизнь. 

Итог

Пять открыток — это крошечные фрагменты из жизни человека, но они раскрывают целую историю. Жизнь, переполненная архитектурными шедеврами, творческими поездками и теплыми семейными отношениями, находит отражение в этих скромных посланиях, сохранивших мгновения прошлого для будущих поколений.