Творчество академика живописи Ивана Семёновича Куликова (1875-1941) известно далеко не многим. При этом в искусствоведческой среде начала ХХ века его имя было неразрывно связано со знаменитыми живописцами: К.Е. Маковским, Э.К. Липгартом, И.Э. Репиным, Б.М. Кустодиевым и их современниками. Подробнее о биографии художника может рассказать его личная переписка: семейный архив сохранила его супруга Елизавета Аркадьевна: одна его часть оказалась в Российской государственной библиотеке, другая — в личной коллекции.
Из рисовальной артели в Академию Художеств
Иван Семёнович Куликов — сын крепостных крестьян деревни Афанасово Муромского уезда Владимирской губернии, отец — маляр и кровельщик, чья артель брала подряды в уездном Муроме, — перевез туда семью и построил дом. Мать — старообрядка. Иван родился в Муроме, его детство прошло в деревне, в юности он помогал отцу в артели, приобрёл навыки рисования, которые развивал в уездном училище.
В 18 лет вопреки желанию отца Иван Семёнович поступил в петербургскую Рисовальную школу Общества поощрения художеств, а через пару лет — в Академию художеств. Он был одним из любимых учеников И.Е. Репина, принимал участие в создании колоссального по размерам живописного полотна «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Из-за этого ему пришлось сдавать выпускной экзамен на 2 года позднее. В 27 лет получил звание художника.
К этому периоду жизни художника можно предположительно отнести недатированную открытку, отправленную на его имя в Санкт-Петербург. В качестве адреса указаны меблированные комнаты, которые мог бы снимать студент, а неизвестный отправитель благодарит Ивана Семёновича за предыдущее письмо и пишет: «Душевно радуюсь Вашему успеху. Дай Бог, чтобы он всегда сопутствовал Вам».
Заграничные поездки
В качестве пенсионера Академии Иван Семёнович трижды награждался поездками за границу за казенный счет. Он побывал во многих городах Италии, Германии, Франции, Австрии и Польши. В то время он жил и работал как в Петербурге, так и в родном Муроме, принимал участие в бесчисленном количестве выставок, в том числе международных. На Всемирной выставке в Бельгии в г. Льеже в 1905 году за «Портрет моей матери» Куликову была присуждена Большая серебряная медаль. А в 1915 году, в возрасте 40 лет, за известность на художественном поприще он получил звание почётного академика.
Самые ранние датированные открытки коллекции относятся к 1903 году. В одной из таких открыток художник делится своими впечатлениями о Венеции. «Очень интересный город, самый лучший, что только я видал. Вместо улиц каналы — вода, а вместо извозчиков — гондолы — лодки».
После Революции 1917 года И.С. Куликов окончательно поселился в Муроме. В 1918 году участвовал в создании Муромского историко-художественного музея, в экспозицию которого вошли предметы быта, русские костюмы и украшения из его обширной коллекции. Организовал кружок живописи. В 1930-е годы участвовал в образовании Промышленного районного музея в городе Павлово-на-Оке, исполнив более 100 работ, изображающих старый быт павловских кустарей и новые достижения Советской власти в промышленности.
В коллекции есть открытка, отправленная Ивану Семёновичу коллекционером П.В. Вакселем в марте 1917 года из Петрограда в Муром. П.В. Ваксель делится новостями: «Вы, кажется, не знали еще о событиях, которым мы здесь стали свидетелями! Хорошо, что пришлось Вам отложить приезд сюда. Вот 10 дней, что не было [нрзб] и выходить было невозможно — разве только по нашей улице, и то не всегда».
В 1918 году неизвестный адресант поздравил Ивана Семёновича с избранием в академики: «Многоуважаемый Иван Семенович! Если не совсем забыли меня, примите самые сердечные поздравления с Новым годом и лучшие пожелания. Поздравляю Вас ещё с избранием в Академики».
Заказы из Кейптауна и портреты министров
Провинциальный академик вёл активную переписку с сокурсниками, искусствоведами, коллекционерами, получал заказы на живописные работы, участвовал в выставках, принимал гостей. Но уже в декабре 1941 года Иван Семёнович скоропостижно скончался от сердечного приступа, оставив богатое наследие, украшающее музеи и частные коллекции по всему миру.
Значительную часть коллекции открыток составляет переписка с заказчиками. Открытку с репродукцией рисунка самого Ивана Семёновича в 1915 году отправил ему Алексей Анненский. «Шлю Вам мои поздравления и наилучшие пожелания к Новому году. Надеюсь, что и в 1916 г. Вы подарите русское искусство новой серией прекрасных картин. Эта репродукция с Вашего чудесного рисунка вышла малоудачной. Постараюсь достать лучшие».
Коллекционер Э.П. Юргенсон писал Ивану Семёновичу из Венеции: «Картину видел! Восторг. Окружена достойными ей N-ми. Авось и продадим её с достоинством».
Открытку с видом Кейптауна Иван Семёнович получил в 1929 году от знакомой или заказчицы, в которой она передает ему привет и напоминает о своем предстоящем визите в Москву.
Есть в коллекции и открытки, отправленные Ивану Семёновичу известными людьми. Например, открытку «на память о Пенатах» прислал Илья Ефимович Репин.
Большой интерес представляют открытки с упоминанием неизвестных (в т.ч. заказных) работ И.С. Куликова, местонахождение которых еще предстоит выяснить исследователям его творчества. О таком заказе Иван Семёнович писал маме в 1914 году: «Мамаша, кланяюсь. Жив и здоров, слава Богу. Приеду в конце недели, как отправлю картины. Сегодня у меня был министр, заказал два портрета».
«Ты в Венецию, а я в деревню»
Значительный пласт коллекции состоит из переписки художника и его жены. Елизавета Аркадьевна, потомок муромских купцов Гундобиных и чиновников Соколовых из Переславля-Залесского — была его неизменной музой. В одной из открыток она пишет следующее: «Присылай мне открытки с шедеврами и бессмертными произведениями Италии. Начала иметь дело с красками, и такой ужас выходит! Не так просто как позировать!»
О том, что Елизавета Аркадьевна тоже интересовалась искусством, можно узнать и из еще одной открытки: «Сегодня получила открытку из Вены. Ты в Венецию, а я в деревню — не правда ли, одно другого стоит. Беру аппарат и буду искать типы. Ненадолго, дня два-три».
В целом, несмотря на то, что коллекция является лишь фрагментом многолетней переписки И.С. Куликова, она дает целостное представление об образе его жизни, окружении, работе и отношениях с близкими. Со всеми открытками коллекции можно ознакомиться здесь.