Праздничные поздравления в открытках, наравне с такими источниками как дневники, письма, газеты, могут позволить исследователям получить представление о праздничной культуре минувших дней и характерных для нее ритуалов. В нашей рубрике «подборка открыток» можно посмотреть на другие примеры новогодних и рождественских поздравлений.
Открытка этой недели была отправлена из Москвы ровно 116 лет назад: 3 января 1909 г. Текст был написан автором поперек граф для заполнения, в том числе места, куда направлялась открытка, так как отправитель стремился изложить новости наиболее полно. Судя по содержанию, адресат часто гулял по Соборной площади Московского Кремля, изображенной на лицевой стороне поздравления.
{Володя шлет привет и поздравление. Жду Твой Сашка <Подпись>} Москва 3/I 1909 г. С Новым Годом! Как живешь? Посылаю тебе нарочно поздравление с опозданием думаю, что ты уже возродился и вполне оправился от встречи Нового года. Если еще нет, то сходи хоть в сквер соборный — там погуляй или посмотри на эту открытку — места тебе знакомые и часто давали тебе возможность погулять! С Новым годом мы начали новую жизнь и чтобы сидеть дома то взяли и сбрили себе усы. Это было 1го числа, а вчера [?посидели] на [с…у] и напились до самозабвенья. В старом году пили до 29 декабря, т.е. 19 дней — были каждый день пьяны, но только к вечеру, а ночью опять трезвели и возвращались домой совершенно неудовлетворенные. Аркашка чуть не умер от переутомления. Уехал отдыхать в Париж!! Дядя Митя вчера утром от [?перегрузки] упал на лестнице и уснул и был наказан — мы ему отсадили ножом целые усы. Сегодня по этому случаю трезвый и требует 25 р.[ублей], но конечно послали его на хер. Когда думаешь приехать в Москву? Передай мое поздравление Сашке Прохорову. Младший брат до сих здоров и чувствует себя бодро, что, конечно, иногда беспокоит с квартиры может быть вышибут забывали танцевали вечера после 12 часов ночи и до 5-6 ч.[асов] утра. Но это было в старом году
Основная тема послания — встреча Нового года. В старом году автор с компанией праздновал достаточно долго: с 10 по 29 декабря. Развлечения были весьма типичные: распитие алкоголя и танцы после полуночи. При этом «неприсутственными» по дореволюционному календарю считались дни в декабре: 6 (Святки) и 25-27 (Рождество), в январе: 1 (Новый год) и 6 (Богоявление). Значит, описываемые гуляния проходили и по рабочим дням. [1] Любопытно, что автор не упоминает о Рождестве, а лишь о Новом годе, хотя именно религиозные праздники были более значимы в повседневной жизни подданных Российской Империи. [2]
Сбрить усы, чтобы сидеть дома и не искушать себя распитием алкоголя? Современному читателю такое решение может показаться странным, но на рубеже XIX и XX столетий мода на усы как символ мужественности и украшение была широко распространена среди городских жителей, вспомнить только описания образов у А.П. Чехова. [3] Так что сбривший усы вполне мог чувствовать себя на публике некомфортно.
Та же манипуляция с усами произошла и в другой день празднования, но на этот раз как наказание: дядя Митя был лишен их за свое неподобающее состояние второго января. Сразу вспоминается иной пример отсечения усов: по указу Петра I 1698 г. люди чинов служилых должны были платить налог или бриться, а за непослушание их могли наказать вырыванием бороды и усов. Пострадавший потребовал с проказников 25 рублей, что равнялось трем месячным наборам питания, включавшим в себя такие продукты как хлеб, молоко, яйца и т.п. [4] или двум поездкам от Москвы до Санкт-Петербурга (604 версты): один раз первым, а другой – вторым классом. [5]
Также в тексте сообщения поднимается тема отдыха. В основном только зажиточные горожане могли проводить зимние праздники за границей[6], и возможность Аркаши поехать отдыхать в Париж свидетельствует о его достатке.
Хорошо отдохнуть можно было и не выезжая из Москвы. Восстановиться после праздников, по мнению отправителя, его другу поможет прогулка по Соборной площади, поэтому он посылает открытку с изображением Колокольни Ивана Великого. Это место остается центром притяжения и сегодня, и любой желающий может прогуляться в «месте силы» адресата, но сейчас, в отличие от начала XX века [7], вход платный.
Ещё больше интересных историй и открытий в почтовых открытках можно найти на сайте проекта «Пишу тебе». Если у вас есть открытки, которыми вы готовы поделиться, напишите нам, и мы добавим их в коллекцию нашего проекта.
[1] Иллюстрированный путеводитель по Москве. М.: Изд-ие Б.Л. Добровольского, 1911. С. 23.
[2] Деканова М. К. Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX – первой трети XX в.: центр и провинция: автореф. дис. … канд. ист. наук. Самара, 2009. 19 c.
[3] Спачиль О. В. Борода и усы как художественная деталь в произведениях АП Чехова и МА Булгакова // Междисциплинарные аспекты лингвистических исследований. Краснодар, 2017. С. 153-161.
[4] Полеванов В. П. Россия: цена жизни \\ Экономические стратегии. № 1. 1999. С. 102−103.
[5] Иллюстрированный путеводитель по Москве. М.: Изд-ие Б.Л. Добровольского, 1911. С. 170-172.
[6] Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Ростов: Изд-во ростовского ун-та, 1988. C. 18.
[7] Всеобщий путеводитель на 1909 г. по г. Москве и окрестностям / М.: Изд-ие А. Петрова, 1909. C. 23.