Путешествие в Харбин

В одном из прошлых материалов рубрики мы писали об открытке, отправленной во время пароходного круиза по Волге. Автор открытки этой недели тоже совершил путешествие по воде, только увеселительным его назвать уже сложно: зимой на ледоколе он пересек Байкал, направляясь в Маньчжурию. 

Открытка 221640

Байкал переплыли на ледоколе при сильном ветре, страшно качало. По пути встречаем пленных японцев и раненых в санит[арных] поездах. На станциях масса китайцев-рабочих, солдаты с любопытством их разглядывают и дергают за косы. Едем черепашьим шагом. В Харбине будем на Рождество. Кланяюсь и почитаю. 20 декабря ст. Петровский завод.

Для отправителя путешествие в Харбин, о котором он рассказывает, было, скорее всего, не первым. На открытке изображены виды Маньчжурии — мавзолей императора Нурхаци с уникальными каменными скульптурами животных, но написана она была еще в дороге, на станции Петровский завод. Забайкальская железная дорога, по которой ехал автор письма, была достроена всего за несколько лет до этого — в 1900 году. Любопытно, что в то время Байкал зимой можно было пересечь не только на ледоколе: в начале 1904 года функционировала ледовая железнодорожная переправа. Прямо по льду между станциями укладывался рельсовый путь, по которому ходили пассажирские и грузовые поезда. Но из-за происшествий, отраженных в этой японской агитационной открытке, такая переправа больше не использовалась. 

Источник

Открытка недели датирована декабрем 1904 года: это объясняет то, зачем автор мог ехать в Харбин — город, основанный в конце XIX века русскими поселенцами-строителями Китайско-Восточной железной дороги. Столкновение интересов Российской Империи и Японии в Маньчжурии привело к русско-японской войне 1904-1905 годов; о войне напоминают пленные и раненые, о которых пишет автор. Получатель письма, Александр Иванович Врублевский, тоже был военным. Мы нашли сведения, что 38-й пехотный Тобольский полк, в котором он служил, в эти годы действительно дислоцировался в Скерневицах Варшавской губернии. 

Автор пишет о китайских рабочих, встреченных в дороге, и о том, как им удивлялись солдаты. В действительности же китайские и корейские рабочие появились в Российской Империи на рубеже XIX-XX веков. На Дальнем Востоке была популярна китайская прислуга, а рабочие участвовали в прокладке железных дорог, занимались добычей полезных ископаемых. Но благосклонная политика по отношению к выходцам из Китая начала меняться во время русско-японской войны, и ухудшение отношений продолжилось и после завершения войны. Так, уже в 1911 году вышел указ, запрещающий нанимать китайцев для работы в казенных учреждениях. Но на момент написания письма, в конце 1904 года, китайцы все еще работали на Забайкальской железной дороге. 

Сайт-музей Байкальской переправы пишет, что в начале XX века на озере работали два ледокола, «Байкал» и «Ангара». В нашей коллекции нашлась открытка с изображением ледокола «Байкал»: можно посмотреть на нее, чтобы получше представить, как выглядело путешествие автора открытки недели. А о русско-японской войне мы раньше собирали подборку открыток: через письма, которые участник войны Н. Китаев отправлял семье, можно больше узнать о взгляде современника тех событий на то, что происходило в стране и на фронте.