Прощальное письмо

В одном из стихотворений Марины Цветаевой из цикла «Подруга», который посвящен Софье Парнок, лирическая героиня вглядывается в будущее, пытаясь узнать судьбу своей визави: «Хочу у зеркала, где муть И сон туманящий, Я выпытать — куда Вам путь И где пристанище. Я вижу: мачта корабля, И Вы — на палубе…»

Автор сегодняшней открытки и наш лирический герой – такой вот путешественник, возможно, эмигрант, отправляющийся в далекое плавание через океан на борту трансатлантического парохода «Россия», по маршруту Русско-Американской линии: Либава (совр. Лиепая, город на юго-западе Латвии) – Нью-Йорк.

Открытка 373

Регулярное трансокеанское пассажирское сообщение между Российской империей и США началось в 1906 году и осуществлялось Русским Восточно-Азиатским обществом, «дочкой» датской пароходной компании. Лайнер «Россия», изображенный на лицевой стороне открытки, был первым пароходом, построенным специально для Русско-Американской линии на верфях английской фирмы «Barclay Curle». Он был спущен на воду в 1908 году. Его помещения были рассчитаны на 51 пассажира I класса, 204 — II класса и 1392 — III класса. В одной из этих кают и отправился в свое путешествие автор открытки в августе 1913 года. 

Ливава [^ Либава] 19/VIII Привет с дороги многоуважаемым Софье Николаевне и Владимиру Владимировичу. Завтра 20 с/м [сего месяца] отплываю от берега [? Ваня] меня провожает до Ливавы [^ Либавы] Привет константиновцам если помнят меня. Аладжаловы[м].


В 1913 году капитаном «России» был Людвиг Стулпинг, известный своим участием в спасении пассажиров «Титаника». С началом Первой мировой войны «Россия» была переименована в «Русь» и зачислена в состав Балтийского флота ВМФ как транспортное судно, после Октябрьского переворота пароход вернулся к датчанам, которые попытались восстановить морское сообщение между Лиепая и Нью-Йорком под названием Балтийско-Американская линия. В 1923 году пароход был продан японской судоходной компании, а в июле 1944 года был торпедирован американской подводной лодкой в Южно-Китайском море. Такая вот история парохода-эмигранта.

Что касается эмигрантов — подданных Российской империи, то по некоторым данным, за 14 лет, предшествовавших Первой мировой, с 1899 по 1913 годы, в США прибыло около 2,4 млн человек. Россия на тот момент занимала четвертое место среди стран Европы по численности иммигрантов в США. В десятые годы XX века на долю Русского Восточно-Азиатского общества приходилось около 20-25% миграционного потока из России в Северную Америку. Не так уж и много – ведь для эмиграции через Либаву необходимо было наличие российского загранпаспорта, для получения которого требовалось немало денег и хлопот. В то время как в европейских портах можно было обойтись без него.

Наш герой должен был заплатить не только за паспорт, но и за билет до Нью-Йорка. За место в каюте первого класса ему пришлось бы отдать 170 рублей, второго — 135, а в эмигрантском классе — 85 рублей. Продолжительность рейса составляла 11 дней

Перед отплытием наш автор решает попрощаться с близкими ему людьми — с друзьями или родственниками. И выбирает для прощального письма открытку с изображением корабля, на котором собирается путешествовать. 

Трудно разобрать, что означает последнее слово в тексте открытки: передает ли автор привет неким Аладжаловым, или так подписывается сам. Аладжаловы — довольно известная фамилия среди армян российской империи, переселенных из Крыма на Дон еще в ХVIII веке по указу Екатерины II. Среди них — успешные предприниматели, банкиры, педагоги, благотворители, деятели искусства. 

Мы совсем ничего не знаем об авторе открытки: сколько ему лет, какая у него профессия, сколько таких открыток отправил он в этот день. Мы даже не знаем, почему он решил или вынужден отправиться в плавание: деловое ли это путешествие или эмиграция (вызванная экономическими трудностями, политическими репрессиями или этнической дискриминацией), или просто поиски удачи. 

Куда же адресована прощальная открытка? Село Константиновка находится в паре десятков километров от железнодорожной станции Коломак (сегодня это Харьковская область Украины). Капиталист Берг владел здешними землями с 1882 года, организовал «Константиновскую экономию» (помещичье хозяйство капиталистического типа) и построил Сахарный завод, который просуществовал до начала XXI века. На заводе Берга, видимо, и служил адресат открытки — Его Высокоблагородие Владимир Владимирович Лейнц[е], наверное, обрусевший немец, чиновник 6-8 класса Табели о рангах Российской империи. 

Впереди героев этой истории ждут тревожные, кровавые и жестокие времена. Но выжившая в будущих войнах и пожарах открытка — такая простая и спокойная — как будто сообщает нам, что ее адресаты все пережили. И дарит надежду.

В нашей коллекции нашлась открытка с изображением трансатлантического парохода “Беренгария”, автор которой в августе 1929 года плывет в обратную сторону — из Нью-Йорка в Европу — и пишет небольшое письмо-отчет кому-то очень близкому в Ленинград.

Ещё больше интересных историй и открытий в почтовых открытках можно найти на сайте проекта «Пишу тебе». Если у вас есть открытки, которыми вы готовы поделиться, напишите нам, и мы добавим их в коллекцию нашего проекта.