Летательные аппараты и разговор с министром 

В конце XIX и начале XX веков в Российской империи бурно начала развиваться авиация. Сперва — в 1905 году, сразу же после полетов братьев Райт и других знаменитых летчиков, энтузиасты стали конструировать летательные аппараты. 

Уже спустя три года, в 1908 году в Петербурге появился первый Всероссийский аэроклуб, который позднее получил статус Императорского (Николай II являлся его покровителем). Впоследствии клуб стал ключевой площадкой для проведения первых полётов. 

29 апреля 1910 года была отправлена очень таинственная карточка. Можно предположить, что автор письма так или иначе был связан с авиацией. В нем некий Семён Ан. собирался говорить, возможно, с военным министром В.А. Сухомлиным, при котором авиация была выделена в отдельный род войск. Однако это только предположение, фигура министра остается загадкой.

Открытка 220248

Завтра, моя голубка, должен Министру сказать что либо[^что-либо] определенное и завтра выяснится когда я выеду обратно… Посылаю эту картин[ку] с изображением одного из летательных апаратов [^аппаратов]. {Крепко [нрзб] целую моих дорогих Голубят: Нину с Володей [нрзб]… [нрзб] один Семен Ан.}

Немного ранее, до момента написания открытки по инициативе Великого князя Александра Михайловича был создан специальный отдел воздушного флота для обучения офицеров армии и флота полётам на летательных аппаратах. Примечательно, что отдел работал в рамках Особого комитета по восстановлению морского флота, потерянного в ходе русско-японской войны, на средства добровольных пожертвований (около 880 тыс. рублей).

Выбор открытки также не случаен: на лицевой стороне изображён аэроплан «Антуанетта»: предположительно тот самый, на котором французский лётчик Юбер Латам установил мировой рекорд дальности полёта в августе 1909 года — он пролетел 156 километров за 2,5 часа. На это указывает название открытки — «Взлёт Латама», что вероятно является стартом рекордного полёта. Латам мог сыскать куда большую славу в истории авиации и стать первым человеком, который пересёк Ла Манш, но из-за поломки двигателя во время полёта пальма первенства досталась другому французу — Луи Блерио, чей летательный аппарат также использовал двигатель «Антуанетты».

Франция в ту эпоху была одной из передовых стран на этом поприще, на что указывает формирование к тому времени двух школ обучения полётам — школы Фармана и Блерио (по названию самолётов, на которых проходило обучение). Поэтому первых военных лётчиков из Российской империи командировали на обучение туда. Позже, в 1910 году Российская империя начала готовить собственных пилотов (одним из первых приглашенных инструкторов был французский авиатор Христиане). Отчасти решение об открытии местной школы было связано с тем, что во французских учебных заведениях из-за большого потока студентов было мало мест.

Можно предположить, что автор нашей открытки входил в число первых офицеров, которых рассматривали в качестве кандидатов на участие в организации офицерской авиационной школы в Севастополе (автор адресовал открытку семье в Верхнеднепровск: город, который в то время находился в Екатеринославской губернии, а сейчас находится на территории Украины). Однако можно только догадываться о том, какое решение принял отправитель, и как в дальнейшем сложилась его судьба. Кстати, о других сложностях при принятии карьерных решений и трудовых буднях прошлого можно узнать в специальной подборке дореволюционных и советских открыток.

А уже позже, в 1917 году, обычные люди будут также писать своим родным и описывать военные самолеты — только те будут уже непосредственно в воздухе на боевом дежурстве. Например, в этой открытке папа рассказал своему сыну о военном немецком летательном аппарате.