Художник и цирковой артист

В наше время каждый человек может преобразить свое селфи в художественный портрет с помощью искусственного интеллекта. Однако на рубеже веков состоятельные и известные люди часто заказывали свои изображения у художников. Об одном таком портрете повествует сегодняшняя открытка. В ней встретились великий русский цирковой артист Анатолий Леонидович Дуров и художник Иван Семёнович Куликов, о котором мы уже писали в наших материалах

Открытка 225808

23/III 14. Милостивый государь! Портрет прошу переслать мне в Воронеж. губ. Мал[ая] Садовая, соб. д. Анатолию Леонидовичу Дурову {На добрую память от А.Дурова}

Анатолий Леонидович Дуров — русский цирковой артист начала XX века. Он оказался первым артистом цирка, которого начали ставить в один ряд с мастерами других искусств.

Дуров начал свой путь в 1879 году в Москве. Фактически он был универсальным артистом, самостоятельно осваивал эквилибристику, акробатическое искусство, фокусы и умел жонглировать. Однако свое призвание он нашел именно в клоунаде. Впервые он выступил в амплуа клоуна Толи в 1882 году в Воронеже, где ныне стоит его особняк-музей. К началу XX века его имя знали во всем мире, а цирки Европы предлагали любые гонорары за выступление артиста. 

Во время очередных гастролей в Париже в честь Дурова отчеканили жетон “Первый клоун России Анатолий Дуров”. Скорее всего, эти жетоны раздавали как рекламу. Для понимания масштабов его популярности в начале XX века стоит сказать, что он был единственным цирковым артистом Российской Империи, который попал во “Всемирную энциклопедию циркового искусства”. Однако и в родной стране Анатолий Дуров был не менее популярен. В нашей коллекции есть как минимум одна открытка с упоминанием фамилии артиста, в которой говорится:“Вчера ходил в цирк с братом (он приехал с фронта) на гастроль Дурова. Насилу достали билеты” 

В своих выступлениях Дуров не боялся сатиры. Большинство шуток артиста направлялось против полицейского беззакония, конкретных представителей царской администрации, в иных случаях он задевал даже министров, но за той или иной фамилией вставала плеяда таких же чиновников. Анатолий Леонидович Дуров кардинально отличался от артистов современников. Во времена моды на иностранное, он первый заговорил со сцены на чистом русском языке, не допуская просторечий и вульгаризмов. Он отрицал гротескные формы клоунады, поэтому кардинально переосмыслил образ клоуна. Дуров шил для выступлений роскошные костюмы из бархата и парчи, а его голову украшал не колпак, а прическа. Свое лицо артист не замазывал гримом, но только подчеркивал достоинства. Будучи уже самостоятельным артистом, артист не брал псевдоним, сделав свою фамилию визитной карточкой

Открытка отправлена в марте 1914 года, за 2 года до кончины Анатолия Дурова. На лицевой стороне карточки артист в своем узнаваемом костюме позирует с кошкой. Клоун практически всегда выступал с животными, которые были полноправными участниками его сценок и представлений. Крысы оказывались полицейскими, под ослом подразумевался полицейский пристав, свиньи могли обратиться в министров. Карточка отправлена из города Либава, ныне Лиепая — возможно, Дуров в это время был в нём на гастролях. Послание адресовано Ивану Семёновичу Куликову, русскому художнику и портретисту, любимому ученику И.Е. Репина в Муром, родной город художника. 

В тексте открытки Дуров просит передать некий портрет в его дом в Воронеже. Известно, что артист проживал в нем с 1901 по 1916 годы. Ныне улица, на которой стоит этот двухэтажный домик, переименована в улицу Дурова, а в самом здании расположился музей циркового артиста. Доподлинно известно, что Иван Семенович Куликов писал портрет Анатолия Дурова один раз — в 1911 году. Однако мы не знаем, в каких условиях встретились художник и артист, и встречались ли они. Предположительно, именно этот портрет Анатолий Дуров просит передать домой. 

Портрет А.Л. Дурова кисти И.С. Куликова и дом-музей артиста в Воронеже

Известно, что артист был заядлым коллекционером. Он собирал различные предметы старины: археологические находки, росписи известных личностей, картины. Да и сам Дуров иногда примерял на себя роль художника, создавая необычные многослойные картины с “эффектом 3D”. По одной из версий, одна из причин приобретения дома в Воронеже стало отсутствие места для вещей. Еще при жизни Дурова его усадьба была весьма открытым пространством: она стала съемочной площадкой для трёх фильмов, а первый этаж главного дома представлял собой музейные павильоны. Там размещались коллекции картин, скуль­птуры, антикварные вещи, а также археологические и этнографические экспонаты.

Таким образом, два выдающихся русских деятеля XIX — XX веков встретились в одной почтовой открытке. Цирковая династия семьи Дуровых до сих пор занимается своим ремеслом. Сегодня в Воронеже активно живет Дом-музей Анатолия Дурова, проводятся различные выставки и мероприятия. Там же располагается и его портрет кисти Ивана Семеновича Куликова. 

При подготовке статьи использовались материалы предисловия Ю.А.Дмитриева к книге “А. Дуров в жизни и на арене”